1) История развития инженерной психологии
Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики.
Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики.
В основе инженерной психологии
лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М. Сеченова. Он
поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и
впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция
регулятора переходит от зрения к кинестезии
Научные истоки инженерной
психологии можно отнести к 1900
г ., когда немецкий психолог В. Штерн ввел в научный
оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явился запас
накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных
фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства,
медицины, педагогики, экономической жизни.
Одним из центральных направлений в
психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных
способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для
какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение
профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились
определить профпригодность,
Издавались специальные журналы,
собирались международные психотехнические конгрессы. В нашей стране
психотехника как средство практического применения психологических знаний
пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде,
Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории.
Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профессиональный
отбор.
В 1927 г . создается
Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда
и психотехника» (с 1932 г .
он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением
традиционного профотбора, при котором некритически заимствовались тестовые
методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных
достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие
своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики
работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс
овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об
изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.
Почти в это же время (1857 г .) появляется другое
прикладное направление психологии – эргономика. Этот термин, который в переводе
с греческого означает «закон работы», предложил В. Ястшембовский, понимая под
ним науку о труде.
С самого начала была приписана к
психологии труда и объектом рассмотрения оказалась система «человек-техника»,
где вопросы рационализации труда становятся приоритетными. В 20-е годы
психотехника получает значительное развитие, а к середине 30-х годов все
направление директивно закрывается, дальнейшие исследования в рамках психологии
приводят впоследствии к появлению инженерной психологии.
В 1957 году инженерная психология
была определена как самостоятельная область исследования. Значительная роль в
организации и консолидации исследовательских работ по инженерной психологии
принадлежит созданной в ЛГУ в 1959
г . лаборатории индустриальной (инженерной) психологии,
которую возглавил Б. Ф. Ломов.
В своем развитии инженерная
психология прошла 2 этапа:
1) на начальных этапах
господствовал «машиноцентический» подход;
2) позже на первое место выходит
«антропоцентрический» подход.
В 70-х годах наметилась разработка
методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно стали решаться
проблемы анализа деятельности людей, осуществляющих управление, проектирование
и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».
Таким образом, инженерная
психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи: 1)
приспособление человека к технике; 2) приспособление техники и условий труда к
человеку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий