Методология инженерной психологии
Основными методологическими
принципами инженерной психологии являются:
принцип гуманизации труда
(важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на
творческий характер труда);
принцип активности оператора
(предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно
действует);
принцип проектирования
деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать
деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
принцип последовательности
(работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования,
производства и эксплуатации СЧМ);
принцип комплексности
(необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Условно можно выделить
основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии - по А.А.
Крылову
1. Основная концепция инженерной
психологии. Согласно этой концепции, на первом этапе в основном было
использование опыта других наук "для выработки рекомендаций по учету
человеческого фактора в конструировании средств труда" (преимущественно -
при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем
управления - АСУ). На втором этапе - все это делалось уже в специально
организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как
"звено АСУ"). Б.Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной
психологии: 1) на начальных этапах господствовал "машиноцентрический"
подход (основная линия разработок: "от машины к человеку", где и сам
человек описывается в терминах техники - как элемент, придаток машины…); 2)
позже на первое место выходит "антропоцентрический" подход (меняется
вектор разработок: "от человека к машине", где человек все больше
рассматривается как субъект труда, а техника - это средство его же труда).
Главная идея основной концепции -
общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в
кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а
сама реализация этих функций - есть преобразование информации, циркулирующей в
данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи,
связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как
живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее
разнообразие (по А.Д. Урсула).
Выделяются разные уровни
информационных отношений: 1) "натуральный" обмен информацией (начиная
с простейших организмов: раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень
(человеческое общение); 3) общение - как взаимодействие с техникой, а через них
- с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это
может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).
2. Концепции информационной модели,
информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по
В.П. Зинченко, Д.Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления
и осуществляет свою работу "дистанционно"…Это означает, что оператор
все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью.
Основные требования ("правила") построения информационной модели -
главное - это учет возможностей человека: а) модель должна отражать только
существенные взаимосвязи в системе управления; б) она должна строиться на
основании использования наиболее эффективного кода (языка); в) модель должна
быть наглядной и компоноваться с учетом характеристик анализаторов человека,
особенностей, порядка и сложности выполняемых операций.
"Эквивалентное звено
системы" (по Ю.Б. Садомову, Л.М. Хохлову) - это не просто человек, а целый
комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства
отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса -
передача и переработка информации.
3. Концепции пропускной способности и
последовательности действий. В основе данной концепции - определение качества
работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет
рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.
Концепция последовательных действий
связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных
действий и операций. Если представить оператора как "совокупность
отдельных логически законченных операций", то можно выделить следующие
виды таких операций: а) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на
органы управления, речевые ответы и т.п.); б) операции заканчиваются принятием
решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решение
не выдавать информацию вовне.
4. Концепции количественной оценки
рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные
способы количественной оценки труда оператора. Например, Г.М. Зараковский
предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик
деятельности оператора. В основе - составление и анализ алгоритмов рабочих
процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление
отношений между членами алгоритма, т.е. между логическими условиями и
исполнительными действиями (действия также называются "операторами"),
что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической
сложности и стереотипности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий