3)Система
человек-машина СЧМ: определение, структурная схема, классификация
СИСТЕМА
«ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» (СЧМ)
— система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины,
посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность.
Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком
в своей деятельности.
Классификация основных условий (элементов), определяющих
эффективность труда 1)
Санитарно-гигиенические условия: освещенность (естественная, искусственная);
вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность,
скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук);
излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное,
волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное);
профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы,
профессиональные инфекции, макроорганизмы - растения, животные...).
2) Психофизилогические
("трудовые") элементы: физическая нагрузка (энергозатраты - в
ккал/час; грузооборот за смену - в КГМ); рабочая поза; нервно-психическая
нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный,
суточный, недельный, годовой); травмоопасность.
3) Эстетические элементы:
гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды;
ароматичность запахов; композиционная согласованность природного пейзажа;
композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная
согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная
согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих
функциональной нагрузки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и
трудовых движений;
4) Социально-психологические
элементы: сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе
(лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые
условия, семейные отношения).
Выделяются различные критерии классификации СЧМ:
А. По степени участия в работе
системы человека: 1) автоматические (работающие практически без человека); 2)
автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3)
неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных
технических средств).
Б. По целевому назначению: 1)
управляющие (основная задача - управление машиной или комплексом); 2)
обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности,
осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения
- ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5)
исследовательские (моделирующие установки, макеты).
В. По характеристике
"человеческого звена" ("человеческого фактора"): 1)
моносистемы (1 человек - например, пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы
(несколько человек, бригада), где выделяются: "паритетные" (когда все
операторы работают "на равных") и иерархические (с четкой
соподчиненностью операторов).
Г. По типу взаимодействия человека и
машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система "водитель -
автомобиль"); 2) частичного, стохастического (например: система
"оператор - компьютер, ЭВМ", "наладчик - станок с ЧПУ"); 3)
эпизодическое взаимодействие.
Д. По типу и структуре машинного
компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы -
инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим
человеком операций, т.е. важна роль самого человека); 2) простейшие
человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические
устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему
взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4)
системотехнические комплексы (часто система расширяется до "человек -
человек - машина" - это как некая иерархия более простых систем).
Структурная схема:
1. Прием, восприятие поступающей
информации, где выполняются следующие основные действия: обнаружение сигнала;
выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации;
построение предварительного образа ситуации.
2. Оценка и переработка информации (в
основе - сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ), предполагают
выполнение следующих действий: запоминание информации; извлечение из памяти
нормативных информационных образцов; декодирование информации.
3. Принятие решения (во многом
зависит от имеющихся альтернатив - от "энтропии множества решений").
При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения
(критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям
оператора о цели и результате своей работы.
4. Реализация принятого решения,
которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма
выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания такой
(автоматизированной) готовности важную роль играют специальные занятия на
тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий