Ошибка
в труде оператора: виды ошибок и основные методы их исследования
Ошибка - это факт, случай из
практики. Концепция ошибки должна строиться на представлении о позитивном
(правильном) функционировании, т.е. надо еще разобраться, что есть
позитивная
В экспериментальной
психологии различают следующие виды ошибок:
·
ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел
различить и др.);
·
ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не
сумел сохранить, воспроизвести и др.);
·
ошибки мышления (не понял, не сумел
"схватить" суть, не предусмотрел, не разобрался, не сопоставил и
др.);
·
ошибки внимания (не сумел сосредоточиться,
собраться, переключиться).
Проблема метода исследования ошибок
оператора. В основе - восстановление цепи событий (через опрос операторов).
Субъект, совершивший ошибку, часто "сопротивляется", т.к. боится
наказания. Возникает проблема "признания соответствия представления,
воспоминания о процессе и самого непрерывного процесса".
Важно развести разные позиции в ходе
пошаговой реконструкции ошибки: 1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации
совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взгляд судьи или
исследователя (взгляд со стороны). Между позициями субъекта, совершившего
ошибку, и судьи-исследователя "огромная разница", и если субъекту
грозит наказание, то для признания им ошибки возникают "непреодолимые
препятствия"
Действие субъекта, совершившего
ошибку, протекает в двух планах: 1) в плане смысла и контекста выполнения
задания (сам этот план смысла определяется целостностью и непрерывностью); 2) в
плане отдельных операций, допускающих деление процесса на дискретные части (эти
операции часто бывают достаточно автоматизированными и внешними по отношению к
сознанию оператора). В связи с этим возникает проблема: где искать ошибку, в
плане смысла или в плане отдельных операций? Обычно проще найти ошибку в плане
отдельных операций. Но и в плане "представлений о смысле также возможны
определенные отклонения".
Основные методы исследования
ошибок операторов:
1. Метод полирефлекторного интервью
(по Н.А.Носову). Суть метода - в многостороннем кольцевом опросе свидетелей и
всех, кто имел отношение к происшествию.
2. Метод построения фреймов (по А.М.
Емельянову, М.А. Котик). Анализируются содержащиеся во фреймах "узлы"
и "связи", в результате чего выявляются причины сбоев в деятельности.
3. Метод критических инцидентов (по
Фланагану). Анализируются ситуации, провоцирующие наибольшие сложности в
трудовом процессе (где наиболее вероятны ошибки). Для обнаружения "узких
мест" в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.
4. Метод выделения трех категорий
действий, каждое из которых подвергается особому анализу (по Дж. Расмуссену):
1) Моторные навыки: они автоматизированы и часто не могут быть поставлены в
вину оператору; главная вина - на инструкторах, которые не довели у обучающихся
навык до автоматизма. 2) Знания: движение по цепи знаний редко соответствует
движению по цепи операций (действий); это категория субъективная, особенно у
высококлассных специалистов; пробел в знаниях - часто также на совести
инструкторов; 3) Творческая активность: здесь субъект в гораздо большей степени
сознательно берет ответственность на себя; соответственно, повышается риск
совершения им ошибки; для снижения вероятности ошибок субъект сам должен
заблаговременно позаботиться и о своих знаниях, и о моторных навыках (как
основы для импровизации и творчества).
Комментариев нет:
Отправить комментарий