воскресенье, 15 января 2012 г.

14. Позитивизм в русской социологии.



14. Позитивизм в русской социологии.
То есть позитивизм разделился на два основных направления: классический позитивизм, как философская система Конта и позитивизм, как антиметафизическое направление. Позитивизм, сделавший громадные завоевания на западе, благодаря историческим условиям, при которых возник, не остался  без последователей и в России. Ни одно направление не было так популярно и долговечно в России, как позитивизм. Впрочем, нет ничего удивительного, что аргументы Конта против метафизики, нанесшие ей, по мнению многих западноевропейских мыслителей, смертельный удар, казались неотразимо убедительными для русского общества. Если западная Европа забыла своё блестящее прошлое из-за этих аргументов, то русские и подавно могли игнорировать чужое прошлое, а со своим и считаться не стоило: это были или слабые отражения западноевропейской философской мысли или самобытные произведения вроде философии попа Сильвестра или переделки с византийских и болгарских источников. Притом позитивизм, как уверяли его последователи, выступил со знаменем служения человечеству в его самых настоятельных нуждах, самых живых интересах; он обещал построить человеческое счастье на прочном фундаменте, какой представляла его наука – социология. Одним из самых ярких представителей классического позитивизма являлся М.М. Ковалевский. Его работы оказали большое влияние на современников.  Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить обычное и особенное в социальных явлениях, осуществить ознание разных исторических ступеней развития одного и того же явления. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через длительное изучение фактов и явлений общественной эволюции  можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни.
>
борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксаль­ный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — В. Плеханов и В. И. Ленин и так называемый легальный марксизм — П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев. Второй период развития социологической мысли в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической   наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный
ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин  один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности. В сталинские
времена социология подвергается идеалогизации и как  солидный институт полностью прекращает свое существование. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал « Социологические исследования». В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий